Тонус в спине у ребенка 5 месяцев

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Гипертонус мышц у детей до года: симптомы, последствия и лечение, массаж при гипертонусе

Гипертонус — это нарушение мышечного тонуса тела, которое выражается в перенапряжении мышц. Практически все детки рождаются с выраженным гипертонусом мышц. Ведь во время внутри утробы малыш постоянно находится в позе эмбриона. Конечности и подбородок в такой позе тесно прижимаются к туловищу и мышцы плода постоянно напряжены.

гипертонус у детей до года

Примерно до полугода нервная система крохи «учится» работать в условиях, отличных от внутриутробных. Малыш постепенно развивается и потихоньку начинает контролировать движения своих мышц и скелета. У месячного ребенка гипертонус выражен очень сильно. Это отображается в зажатых кулачках и согнутых ножках, в запрокидывании головы назад. Тонус разгибательных мышц у месячного грудничка выше, чем сгибательных.

При физиологическом гипертонусе ноги ребенка раздвигаются только на 45 0 каждая. При отодвигании ног чувствуется выраженное сопротивление движению. К трем месяцам гипертонус мышц у ребенка без патологий практически проходит. Если после достижения ребенком полугода сохраняется напряжение в мышцах нужно срочно обращаться к врачу.

Симптомы гипертонуса

Осложнения во время беременности, родовые травмы, резус-конфликт, несовместимость крови родителей, местожительство с плохой экологической обстановкой и еще множество других факторов станут причиной возникновения гипертонуса. Стоит внимательно отнестись к симптомам гипертонуса, ведь это может быть выражением серьезного неврологического заболевания.

Признаки выраженного гипертонуса:

  1. Беспокойный и короткий сон.
  2. В положении лежа голова запрокинута назад, а руки и ноги поджаты.
  3. При попытке развести ноги или руки малыша чувствуется сильное сопротивление. Ребенок при этом плачет. Вторичное разведение усиливает сопротивление мышц.
  4. Вертикально на твердой поверхности ребенок пытается встать на переднюю часть стопы, то есть стоит на цыпочках (Информация:если ребенок ходит на цыпочках).
  5. При плаче ребенок запрокидывает голову назад, выгибается и при этом у него дрожат мышцы подбородка (См статьюо треморе подбородка).
  6. Частые срыгивания.
  7. Болезненная реакция на разные раздражители: свет, звук.
  8. С рождения малыш «удерживает» голову за счет постоянного напряжения мышц шеи.

Важно как можно раньше определить что у ребенка гипертонус. Обнаружение у малыша хотя бы одного из вышеперечисленных симптомов — веский повод обратится к детскому неврологу. Диагноз «гипертонус» поставят если сгибательный тонус выше, чем положено в данном возрасте.

Определяют гипертонуса мышц по нескольким рефлекторным тестам:

  • Присаживание за руки: невозможно отвести руки малыша от груди.
  • Шаговый рефлекс. При вертикальном положении ребенок как-бы пытается сделать шаг. Сохраняется после двух месяцев.
  • Рефлекс опоры: стоя ребенок опирается на пальцы стопы.
  • Сохранение после трех месяцев ассиметричного и симметричного рефлексов. При наклонении головы к груди лежа на спине у ребенка сгибаются руки и разгибаются ноги. При повороте головы налево в этом же положении левая рука вытягивается вперед, левая нога разгибается, а правая сгибается. При наклоне в правую сторону все повторяется в зеркальном отображении.
  • Сохранение после трех месяцев тонического рефлекса: лежа на спине, ребенок распрямляет конечности, а на животе сгибает их.

Если к определенному возрасту эти рефлексы не ослабевают, а в дальнейшем не исчезают, значит у ребенка выраженный гипертонус мышц. Следовательно, необходимо обращаться к врачу.

Последствия и опасность

Чем же так опасен гипертонус, если его возникновение обусловлено самим положением плода? Физиологический гипертонус проходит после трех месяцев бесследно. Патологический гипертонус обусловлен поражением тканей мозга, которые отвечают за состояние мышц. Такие нарушения возникают при повышенном внутричерепном давлении, перинатальной энцефалопатии, повышенной возбудимости и других патологиях.

Если после трех месяцев гипертонус у детей сохраняется, последствия, при отсутствии лечения плачевны. Отсутствие регулирования тонуса мышц скажется на дальнейшем развитии ребенка:

  • Нарушение координации движений;
  • Формирование неправильной походки;
  • Неправильное формирование осанки;
  • Отставание в развитии, особенно двигательных навыков;
  • Нарушение речи.

Гипертонус ног

Особенно опасно если у ребенка возникает сильный гипертонус ног. Он влияет на скорость развития двигательной активности. Малыши с таким диагнозом позже начинают ползать и ходить. Для малышей с гипертонусом ног особенно противопоказано применение ходунков и прыгунков. Эти приспособления усиливают состояние напряжения мышц ног и позвоночника за счет неравномерного распределения силы тяжести. Нагрузка увеличивается именно на мышцы таза и позвоночника.

Гипертонус рук

Гипертонус рук выражается в сопротивлении мышц при отведении ручек от груди, сильно сжатых кулачках. Такое состояние чаще всего наблюдается при физиологическом гипертонусе. Однако длительное сохранение напряженности в мышцах должно обеспокоить родителей ребенка.

Правильное и своевременное лечение гипертонуса проводится исключительно врачом специалистом — детским невропатологом. Все процедуры назначаются только лечащим врачом. Чем раньше начать лечение, тем лучше и быстрее появятся положительные результаты.

Существует несколько приемов и направлений в медицине позволяющий снять гипертонус:

  1. Расслабляющий массаж.
  2. Лечебная физкультура.
  3. Электрофорез.
  4. Парафиновые аппликации (теплолечение).
  5. Плавание.
  6. Медикаментозное лечение.

Как видно из списка чтобы убрать гипертонус лекарства применяются в последнюю очередь. Это препараты, расслабляющие мышцы, снижающие их тонус и мочегонные средства для снижения уровня жидкости головного мозга. Дополнительно к массажу может назначаться дибазол и витамины группы В.

Массаж при гипертонусе можно проводить самостоятельно в домашних условиях начиная с двухнедельного возраста. Естественно, сначала надо проконсультироваться со специалистом по детскому массажу и получить у него инструкции и рекомендации по проведению массажа. Всего проводится десять сеансов, которые через полгода лучше всего повторить еще раз.

Массаж состоит из трех видов приемов воздействия: поглаживание, растирание и покачивание:

  1. Тыльной стороной ладони поглаживаем поверхность рук, ног и спины. Можно чередовать поверхностное поглаживание пальцами с обхватывающим поглаживанием всей кистью.
  2. Круговое растирание кожи. Малыша укладывают на животик и пальцами совершают круговые растирания штриховыми движениями снизу вверх. Затем то же проделывают с конечностями, перевернув ребенка на спину.
  3. Взять малыша за кисть руки и слегка потряхивать ее. При этом следует руку обязательно придерживать в области предплечья. Провести процедуру с обеими руками и ногами.
  4. Взять малыша за ручки повыше запястья и ритмично покачать руки в разные стороны.
  5. Ножки ребенка обхватить за голени и покачать.
  6. Закончить массаж плавным поглаживанием рук и ног.

При гипертонусе нельзя применять глубокое разминание мышц, похлопываний и рубящих приемов. Все движения должны плавными и расслабляющими, но ритмичными.

Видео: как делать массаж при гипертонусе


Отличным средством для снятия гипертонуса являются травяные ванны. Вода сама по себе обладает расслабляющим свойством, а в сочетании с травами становится великолепным средством при гипертонусе. По очереди в течение четырех дней проводят теплые ванны с корнем валерианы, листом брусники, пустырником и шалфеем. Один день делается перерыв, повторяют процедуры снова и так 10 дней. Отличным расслабляющим действием обладают и хвойные ванны.

По поводу количества сеансов тоже нужно консультироваться со специалистом! Минимум — 10, а кому-то требуется 12-15. В зависимости от особенностей развития ребенка. Кстати, детскую кожу нельзя сильно растирать. Прием растирания вообще не используется в массаже новорожденных детей. Используют разминание.

У моей подруги беременности протекала очень тяжело, так как у неё с её малышкой оказались разные группы крови. После рождения был поставлен диагноз гипертонус. Лечение тяжело дается, им очень хорошо помогли массажи.

Мы своему малышу с рождения делаем гимнастику ног и рук и нас эта проблема обошла. Хотя я первый раз слышу о гипертонусе, нам в детской консультации даже и не говорили о таком. Хорошо что есть такие полезные сайты.

Гипертонус бывает очень у многих малышей. У моего сына тоже был, делали массаж и ванночки с морской солью. За месяц все нормализовалось. А массаж вообще всем деткам полезен, главное чтобы делал его специалист или хотя бы показал как правильно делать.

Когда моя дочка была маленькой, мы просто поглаживали ей ножки, ручки, спинку. У основной массы детей гипертонус быстро проходит. Но если заболевание не прошло, конечно нужно обращаться к специалистам, чтобы ребенок, став взрослым, не страдал от последствий. Видела как-то парня лет 17, он шел ступая на носочки. Либо родители во время не озаботились лечением, либо лечение в свое время не помогло.

У моей дочери гипертонус скажите дети с таким диагнозом ходят когда под растут?

Юлия, найдите специалиста по массажу. Детки с таким диагнозом ходят, но это нарушения работы всех органов и систем а в первую очередь влияет на развитие головного мозга. это я вам как специалист говорю.

Подскажите пожалуйста если ребенку уже 5лет и он ходит на ципочкахти плохо говорит можно еще помочь? Живем в деревне специалисты не какие говорили само пройлет но почитав статью я начаоа беспокоиться

Наши паблики в соц сетях. Подпишись:

Источник: http://razvitie-krohi.ru/zdorove-rebenka/gipertonus-u-rebenka.html

Тонус мышц у грудничка

Молодые родители часто интересуются у врача-педиатра о мышечном тонусе малыша, не опасно ли для него это состояние. Тонус мышц – это необходимое для человека состояние, поддерживающее заданное положение его тела и участвующее в процессе движения. И у взрослых, и у детей тонус мышц должен быть, прежде всего, физиологическим, правильным.

Что представляет собой тонус мышц?

Ребенок начинает делать первые движения, еще не родившись. Он двигается благодаря мышечно-суставному чувству и сокращению мышц. Это дает ребенку возможность чувствовать, какое положение в пространстве он занимает. Когда ребенок появляется на свет, тонус мышц помогает физическому и психическому развитию. Благодаря нему, малыш начинает удерживать голову, замечает игрушки и тянется к ним, переворачивается. Чуть позже он начинает садиться, учится ползать, постепенно встает на ножки и пробует ходить. Чтобы освоить каждую из этих новых возможностей требуется соответствующий мышечный тонус. Он определяется минимальным напряжением, которое имеют скелетные мышцы в момент состояния полного покоя человеческого организма.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Как давать козье молоко ребенку 5 месяцев

Даже если ребенок находится в расслабленном состоянии, его мышцы должны находиться в тонусе. Это определенное напряженное состояние позволяет держать позу, поддерживать здоровье и осуществлять движения. Конечно, все мышцы напряжены по-разному. В соответствии с выполняемой задачей и с уровнем нагрузки некоторые группы мышц расслаблены, а некоторые — напряжены.

У детей первых месяцев жизни есть свои характерные особенности. Их тонус выражен сильнее, чем у детей постарше. Обуславливается это тем, что в период внутриутробного развития тело расположено очень компактно. А окружающее пространство настолько мало, что активно двигаться малыш не может вплоть до самых родов. Но все его мышцы при этом напряжены. Поэтому, когда малыш рождается, многие группы его мышц находятся в физиологическом гипертонусе. Причем его сила в разных группах мышц разная. Мышцы, сгибающие конечности напряжены сильнее, чем разгибающие. Поэтому ручки и ножки малыша прижаты к телу, но его головка немного запрокинута назад. Приводящие мышцы бедер тоже находятся в тонусе, который ощущается как сопротивление мышц, когда ребенку разводят ножки. Каждая ножка может быть отклонена на угол не более 45 градусов, поэтому в идеале между бедрами должен быть образован прямой угол.

После 3-4 месяцев гипертонус начинает постепенно снижаться. Сначала происходит его снижение в мышцах, выполняющих сгибательную функцию. А после 5-6 месяцев тонус начинает равномерно снижаться во всех группах мышц. К году, иногда к полутора, мышечный тонус ребенка уже соответствует мышечному тонусу взрослого человека.

Осмотр малыша

Наличие особенностей мышечного тонуса определяют во время сна ребенка, а как работают отдельные группы мышц, можно определить в процессе движения. Очень важно при этом знать, родился ли ребенок естественно или через кесарево сечение. Также на позу малыша в самые первые месяцы жизни влияет его предлежание в животе матери. При лицевом предлежании сильный тонус у шейных мышц, который приводит к запрокидыванию его головки. Для ягодичного предлежания характерны разогнутые ножки.

Физиологическим тонусом объясняется и поза эмбриона, наблюдающаяся у многих малышей во время сна. Ручки малыша согнуты в суставах и прижаты к груди. Они сжаты в кулачки с большим пальцем внутри кулачка. Ножки тоже согнуты в суставах и прикасаются к животику. Бедра он держит слегка разведенными, а стопы подняты вверх. Гипертонус ограничивает движения, производимые ребенком. Он активно двигает ножками, сгибает и разгибает их, перекрещивает или отталкивается от подставленной руки взрослого. А вот ручки движутся значительно меньше, только на уровне груди. Малыш может сгибать их в локтях, в запястьях, но его кулачки при этом почти всегда остаются сжатыми. Гипертонус шеи мышц приводит к небольшому запрокидыванию головы малыша назад.

Тонус мышц может зависеть от особенностей нервной системы ребенка, его физического состояния и конституции. Он повышается, когда ребенок плачет или кричит. Поэтому у возбудимых малышей, совершающих большее количество движений, и у спокойных детишек тонус разный

Как определить в норме ли тонус?

Еще в родильном доме новорожденного малыша должен осмотреть невролог с целью выявления на ранней стадии начинающихся отклонений. Но из-за физиологического тонуса многие нервные болезни трудно выявить на ранней стадии. Если физиологический тонус длится более 4-6 месяцев, ребенка следует показать такому специалисту как педиатр или невролог.

Определить, находится ли тонус мышц ребенка в состоянии, соответствующем его возрасту, может врач, осмотрев ребенка и проверив его рефлексы. От мышечного тонуса зависит и работа нервной системы малыша, и его психическое и физическое развитие. Но если родители тоже будут внимательно наблюдать за ребенком, они смогут и сами увидеть некоторые серьезные нарушения.

На здоровье малыша и на состояние его тонуса влияет и то, как протекала беременность, наличие или отсутствие плацентарной недостаточности, какие стрессы испытывала и какие лекарства принимала будущая мама. А также тонус ребенка определяет и протекание самого родового процесса: производилась ли стимуляция или было выполнено кесарево сечение. Влияет на состояние малыша и послеродовой период. Нервная система новорожденного и ее отделы продолжают свое активное формирование и после рождения. И нужно следить за развитием малыша, определяя время, когда формируются его те или иные навыки.

Своевременное выявление нарушений мышечного тонуса позволит вовремя начать корректирующие действия и не допустить отставания ребенка ни в физическом, ни в психическом развитии, которые тесно взаимосвязаны.

Этот диагностический алгоритм поможет родителям, заметив нарушения, вовремя обратиться к специалисту. В первый год жизни ребенок условно проходит пять возрастных категорий. В каждый из этих интервалов малыш должен овладеть соответствующими для этого периода навыками. Если этого не наблюдается, необходимо обязательно показать ребенка неврологу.

Период от рождения до одного месяца

У лежащего на спине ребенка должна наблюдаться «поза эмбриона». Его ручки должны быть согнутыми, прижатыми к груди, кулачки сжаты, а большие пальчики спрятаны внутрь. Ножки согнуты в коленях, слегка разведены, головка лежит ровно и не отклоняется в сторону. Левая половина тела ребенка симметрична его правой половине.

При выкладывании на животик, малыш поворачивает голову в сторону, его ручки находятся под грудью. Он сгибает ножки, пытаясь как бы ползти. К концу этого периода ребенок на пару секунд поднимает и удерживает голову параллельно позвоночнику.

Период от одного месяца до трех

В положении лежа на спине ручки ребенка еще сгибаются, но уже значительно меньше. Малыш двигает ими вперед, в стороны, подносит руки ко рту и глазам. К концу периода уже начинает тянуться к игрушкам и крепко удерживает, когда ему вкладывают их в руку. Малыш старается поднять и удержать головку, может поворачивать ее на свет или звук. Когда его подтягивают за руки, пытается и сам подтягиваться к удерживающим его рукам. К концу этого периода уже уверенно держит головку. Ножки тоже начинают сгибаться.

При выкладывании на живот, малыш поднимает голову и держит ее так довольно долго, активно поворачивая в разные стороны. При этом ребенок опирается на предплечья, немного разгибая руки в локтях. Ноги сгибаются в коленных и тазобедренных суставах, подражая движениям во время ползания.

Период от трех месяцев до полугода

Ребенок, лежащий на спине, разжимает кулачки, открывая ладошки. Его руки и ноги находятся в полусогнутом положении. Он может сложить ладошки вместе, будто бы хлопая. Может поднести руки ко рту, ощупывает окружающие предметы и перебирает пальчиками. Уже осознанно тянется к игрушке, берет ее. Вначале этого периода малыш может брать только предметы, расположенные перед его грудью, а к полугоду уже может взять игрушку, находящуюся сбоку или перед лицом. Ребенок уже делает попытки сесть, группируя конечности. Когда малыша, которому идет пятый месяц, тянуть за ручки, он может удержать голову в одной плоскости с телом, слегка сгибая ножки. А к концу периода он прижимает подбородок к груди, а ножки – к животу.

Малыш, лежа на животе, хорошо держит голову по линии позвоночника, твердо опираясь на предплечья и раскрыв ладошки. К 6-ти месяцам он уже поднимается на вытянутых руках с раскрытыми ладошками, ноги держит прямыми, а спинку ровной. В четыре месяца у него уже получается перевернуться со спины на бок. А в шесть месяцев он переворачивается уже свободно и с живота на спину, и обратно.

Период от полугода до девяти месяцев

Лежа на спине, ребенок двигается очень активно, переворачивается на живот и на спину, меняет позы, самостоятельно садится и, поддерживая ручками тело, стремится удержать равновесие. Когда ребенка подтягивают за ручки, он группирует конечности, к концу периода пытаясь вставать на ножки. Ползает на животе на четвереньках или боком. Может уже перемещать центр тяжести, опираясь на одну руку, другой дотягиваясь до игрушки. К девяти месяцам самостоятельно встает у опоры.

Период от девяти месяцев до года

В девять месяцев ребенок уверенно ползает на четвереньках, самостоятельно встает и делает шаги вдоль опоры. Держась за опору, может приседать за игрушками и вставать без посторонней помощи. Потихоньку начинает стоять без опоры. К году уже самостоятельно ходит, а предметы может брать двумя пальцами, образуя пинцетный захват. Может показывать рукой на игрушки и брать их.

Какие бывают нарушения тонуса?

Выделяют такие нарушения тонуса, как гипертонус, гипотонус и дистонию.

Гипертонус заключается в чрезмерном напряжении мышц. Он может свидетельствовать о повреждениях головного мозга или нервной системы. Это могут быть родовые травмы, кровоизлияния, менингит. Причиной гипертонуса может стать и гипоксия во время родов, и чрезмерная возбудимость ребенка.

Он проявляется в скованности, зажатости малыша. Его тело чрезмерно напряжено и не расслабляется даже во сне. Руки его прижаты к груди, а ноги – к животу. Все конечности находятся в согнутом состоянии. Кулачки сжимаются иногда в виде «дули». Благодаря гипертонусу мышц шеи, он может удерживать головку с рождения. Ребенок плохо спит, много кричит, его мучают колики. Такие дети часто обильно срыгивают, а при небольшом раздражении или даже в состоянии покоя у них может дрожать подбородок.

Во время осмотра при повторном разведении рук или ног тонус мышц усиливается. Это говорит о наличии именно патологического, а не физиологического гипертонуса. Когда вызывается рефлекс опоры, ребенок становится на «цыпочки» и поджимает пальчики. Когда его подтягивают за ручки, он поднимается полностью всем телом, не разгибая рук. Гипертонус может привести к формированию кривошеи, особенно если во время родов, когда происходило родовспоможение или КС, травмировался шейный отдел позвоночника. Дети, подверженные гипертонусу, развиваются медленнее положенного. Позже начинают и ползать, и сидеть, и ходить.

Гипотонус заключается в недостаточном напряжении мышц, встречается реже, чем гипертонус. Он возникает в основном у недоношенных малышей, при эндокринных или инфекционных заболеваниях, при патологиях головного мозга.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Меню питания 5 месячного ребенка искусственника

Развитие диффузной мышечной гипотонии может вызываться внутриутробным инфицированием, внутричерепной гематомой, тяжелой родовой травмой. В тяжелых случаях мышцы настолько ослаблены, что ребенок не может глотать, сосать и даже дышать. Если гипотонии подвержены отдельные группы мышц или конечностей можно предполагать поражение нервов.

Малыши, имеющие гипотонус, ведут себя очень тихо. Они много спят, а когда бодрствуют, ведут себя очень вяло, мало плачут, но мало и двигаются, плохо сосут и слабо набирают вес. Такие дети долго не держат голову. При выкладывании на спину, руки и ноги вытягиваются вдоль тела, живот распластывается. Бедра разводятся на угол в 180 градусов. Когда такого ребенка кладут на живот, он утыкается лицом в плоскость, на которую его укладывают. Малыш не сгибает рук, выглядит обмякшим.

При дистонии различные групп мышц напрягаются по разному. Одни группы мышц находятся в повышенном тонусе, другие — в пониженном. При таком несимметричном тонусе позы ребенка, когда он лежит, неестественные. Его кожные складки распределены неравномерно. Малыш заваливается на бок с более выраженным тонусом, его голова и таз разворачиваются в сторону, где мышцы больше напряжены, а его туловище выгибается дугой.

Какие последствия могут быть от мышечной дистонии?

При раннем выявлении нарушения тонуса и своевременно проведенном полноценном лечении, нарушения тонуса могут пройти бесследно. Но если гипертонус вовремя не вылечить, это может привести к нарушению осанки, например, к сколиозу, к нарушению походки, к развитию кривошеи или косолапости. Может произойти задержка или нарушение психомоторного развития. Все это может способствовать развитию такого тяжелого неврологического заболевания, как детский церебральный паралич

Методы лечения нарушений тонуса мышц

Врач-невролог подбирает подходящее комплексное лечение, с помощью которого регулируется и нормализуется мышечный тонус. В этот комплекс входит кинезитерапия, состоящая в лечении движением. Активная составляющая комплекса — лечебная гимнастика и плавание. Пассивная часть – массажи и различные виды гимнастики.

Часто детям предписывают и физиотерапевтические процедуры, такие как лечение теплом, водой, грязью, магнитотерапию, ультразвук. Полезен также электрофорез с использованием различных препаратов.

Если случай сложный, выполняют и коррекцию медикаментами. Применяют препараты, корректирующие внутричерепное давление, мидокалм, витамины группы В. Дибазол снимает спазмы и расширяет сосуды. Хорошо помагают травяные ванны. Не исключается помощь гомеопата и остеопата.

Для избавления от гипертонуса необходимо устранить избыточное напряжение мышц, что достигается расслабляющими ваннами и комплексным массажем. Массаж проводят в поликлинике, но и родители должны обучиться его основным приемам, чтобы выполнять массаж самостоятельно. Массаж заключается в поглаживании рук, ног и спинки ребенка. Обхватывающее поглаживание конечностей можно чередовать с поглаживанием ладонью спины и живота малыша. Допустимы и легкие растирания. Покачивание на гимнастическом мяче или руках тоже дает хороший расслабляющий эффект.

Если установлен гипертонус мышц нельзя в массаже использовать рубящие, хлопающие движения, усиливающие напряжение. Запрещено также применение ходунков и прыгунков, чрезмерно нагружающих позвоночник и неправильно распределяющих напряжение мышц.

При гипотонусе наоборот необходимо проведение стимулирующего массажа с хлопающими и рубящими движениями, активизирующими работу мышц. Нормализуют тонус также плавание и упражнения на гимнастическом мяче. Это помогает выровнять и нормализовать тонус различных групп мышц. Если физиотерапевтические методы дают слабый эффект, врач может дополнить их медикаментозным лечением.

Большинство нарушений мышечного тонуса эффективно корректируется и проходит бесследно. Заметив у своего малыша сильное напряжение отдельных мышечных групп или задержку в приобретении соответствующих возрасту навыков, обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Автор публикации: Валерия Константинова

Комментарии (1):

У подруги у ребенка был гипертонус мышц с самого рождения, так на третьем месяце им вообще ДЦП поставили. Теперь ее дочке уже 3 годика, она не ходит без опоры, они постоянно ездят на массажи, всякие другие процедуры. Гипертонус сохранился, но постепенно становится поменьше. Но это огромный труд и ребенка, и мамы.

Источник: http://beremennost-po-nedelyam.com/tonus-myshc-u-grudnichka/

Тонус в спине у ребенка 5 месяцев

Во мне очень долго боролись нежелание отнимать Ваше драгоценное время и материнский эгоизм, но, несмотря на то, что наш случай во многом похож на другие, разбиравшиеся на этом прекрасном форуме, ответов на несколько вопросов, которые меня беспокоят, я не сумела найти.

Двигательное развитие ребенка:

1. Поднимает ли ноги, насколько высоко, поднимается ли при этом крестец — поднимает, но не часто, хватается за пальцы на ногах, но до рта не доносит, крестец поднимается невысоко

2. Тянется ли к игрушке, выпрямляет ли при этом руку, может ли водить рукой за игрушкой – тянется к игрушке в любом положении, руку выпрямляет, рукой водит, правой чуть лучше, чем левой

3.При присаживании за руки голова опережает корпус, отстает или на одном уровне. – сначала на одном уровне, примерно после 45 градусов опережает, в бодром настроении подтягивается за ручки сам

4.Перевороты со спины на живот и обратно.- переворачивается туда и обратно

5.Лежит ли на животе с согнутыми локтями. — да

6. Может ли в этой позе взять игрушку, может ли для этого оторвать руку от опоры — да

7.Лежит ли на животе опираясь на ладони рук, выпрямленных в локтях – очень редко, начал дня два назад, руки при этом немного смещены вперед и чаще всего сжаты в кулачки, особенно левая

8.Поджимает ли согнутые ноги под попку — да

9 Стоит ли на четвереньках. Качается ли в этой позе – два дня как стоит несколько секунд в процессе упражнений с моей небольшой поддержкой за бедра, сам не становится,.

10 Как перемещается по поверхности (ползает, перекаты, в позе сидя, на четвереньках, по-медвежьи). – перекатывается, немного движется по кругу на животе, иногда перемещается на полметра-метр по полу, но только когда я не вижу, поэтому точно не знаю, как.

11.Какая поддержка нужна при сидении. сидя на ручках, отталкивается спиной от меня, сидит с поддержкой за руки или за плечи, иои опираясь руками на стол, но я не даю долго, на полу не сажаемКак сидит в седле. Опирается руками или удерживает равновесие сам. – в седле часто играет ножками, тогда держится за них, или опирается боком об мою ногу

Улыбается, смеется, если дуть в животик или тормошить, визжит, кричит от восторга или от полноты жизни, долго протяжно гулит, говорит ага, абу, гли, фыркающий звук, со вчерашнего дня вытягивает губки и что-то явно рассказывает маловычленяемыми, но достаточно разнообразными звуками, даже обижался, что его не понимают, как мне показалось. Не лепечет, изображению в зеркале радуется, привязан ко мне, если я ухожу из дому, нервничает. Игру в ку-ку до конца не понимает, смеется, но из пеленки скорее я сама высвобождаюсь, пока он пытается ее съесть.

1. У мальчика повышен тонус рук, очень часто ручки сжаты в кулачки, особенно в позе на животе, разгибаются и сгибаются с сопротивлением. Самостоятельной опоры на раскрытые ладони, без наших упражнений, у него почти нет, на моей ноге или в "тачке" держится минуту-две, держится также очень немного на четвереньках, если я поддерживаю за таз. От игры в сороку-белобоку отказывается, в последнее время плачет и вырывается, когда я пытаюсь легко массировать, поглаживая, его левую ручку. Я делаю ему легкий поглаживающий и потряхивающий массаж каждый вечер с рождения, и обычно для него это радость и удовольствие, и сейчас так, но только не на левой ручке, я, конечно, не настаиваю и исключаю ее из массажа. Вы не знаете, Полина, что это может значить? Доктор из Невромеда прописал нам, наряду с ежедневными упражнениями на мяче и пребыванием на полу, массаж, обычный массаж в поликлинике, без поиска суперспециалистов. Пока мы не дождались в поликлинике очереди даже на платный массаж, я стала задумываться о его необходимости, в основном, под воздействием чтения этого форума, Полина, как Вы считаете, именно эту конкретную проблему с гипертонусом целесообразно решать с помощью массажа, учитывая то, что ребенку не нравятся даже поглаживания именно на самой скованной ручке? Может быть, имеет смысл поискать массажиста, владеющего точечным массажем для расслабления ручек?

2. Мотя очень любит стучать кулачками по любым поверхностям: по маме с папой, по полу, по игрушке и даже по твердой столешнице. Стучит он с большой силой, даже повреждает себе пальчики на руках, на них остаются ранки, но сам этого будто не замечает. Нельзя сказать, что он не знает других способов взаимодействия с предметами: иногда он трогает, гладит, хватает, сбрасывает, но в определенном настроении стучит со страшной силой. Это нормально? Нужно это останавливать?

3. Матюша часто высовывает язычок изо рта. Доктор сказал, что это тоже проявления неправильного тонуса лицевых и ротовых мышц, советовал массировать язычок и десны изнутри. Мы делаем Ваш логопедический массаж, хотя малышу не все нравится, приходится с песнями и плясками. Подходит такой массаж нам? Мне кажется, Мотя стал реже высовывать язычок и давиться.

4. Вчера малыш довольно долго громко смеялся практически без всякой причины. Он сидел с нами на кухне в своем шезлонге, смотрел на старшую сестру (14лет), которая в этот момент разговаривала со мной, и вдруг расхохотался и очень долго не останавливался. Папа говорит, что его насмешили сестренкины прыщи:D. Но если серьезно, это нормально?

Хорошую Книгу распечатали, занимаемся, все нравится, упражнения с надувным мячом, который Мотя держит руками и ногами, демонстрируем в качестве циркового представления всем гостям.

Еще я составила собственный набор из предложенных Вами другим участникам упражнений, им занимаемся два-три раза в день. Мне кажется, они нам помогают. Переворачиваться мы научились с их помощью, и даже с ручками определенный прогресс я вижу, но, учитывая наш возраст, в котором по любым таблицам пора держаться на выпрямленных руках, волнение меня не покидает.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Ребенку 6 месяцев вес 5 5

Циклические движения (похлопывания по столу. подпрыгивания) являются нормой в этом возрасте и обычно предшествуют или сопровождают лепет, который также является циклическим повторением слогов.

Тонус в руках. Массаж не делайте, если ребенок не хочет, этим вы увеличиваете тонус

Если может сам разжать руки и взять игрушку. то так и занимайтесь Давайте игрушку сверху сбоку, когда мальчик сидит в кресле.

Когда лежит на животе, подкладывайте колючий коврик. Поглаживайте тыльную сторону кисти.

Расслабляйте руки встряхиваниями и поворотом ладонями вверх.

Кладите ребенка на спину, наклоняйтесь над ним и помогите гладить ваши волосы , лицо. Если сам не поднимет руки, помогите, но держать нужно не у кисти, а чуть ниже плечиков.

Посадите ребенка спиной к себе на колени и разведите его руки ввверх в стороны. Поворачивайте к себе то одной то другой стороной и играйте в ку-ку.

Катайте на мяче на животе и, если согласен на спине, широко раскинув руки вверх в стороны.

Смеяться ребенок имеет право просто потому, что ему нравится быть с бизкими людьми или он сыт и доволен жизнью.

В седле давайте игрушку на уровне груди.

Пробуйте и через 3-4 дня напишите, что получается.

Огромное Вам спасибо за внимание и терпение.

Задержкой мне представляется то, что Матвей, лежа на животе, не стоит на выпрямленных ручках, опираясь на ладони, если я правильно понимаю, без этого он не поползет.

В стучании по столу меня удивляет, что малыш будто не чувствует боли и не реагирует на ссадины, которые он получает в результате ударных экспериментов.

Обязательно все попробуем и напишем Вам. Кое-что из этого мы уже пытались делать, теперь объединим в комплекс.

Вот, что у нас получается:

Если может сам разжать руки и взять игрушку. то так и занимайтесь Давайте игрушку сверху сбоку, когда мальчик сидит в кресле.

— Может поднять руку и взять игрушку на уровне груди и чуть выше любой рукой

— Вот это нам больше всего подошло. Суперидея. Мы делаем на коврике тачку, качаемся 10-15 раз на вытянутых руках с разжатыми ладонями, больше, правда, не может, падает, а потом я его оставляю самого поиграть на коврике и ручки разжимаются! Он осторожненько стучит по коврику ладошкой, а не кулачком, вообще любит на нем играть. Правда, через некоторое время снимает с коврика левую руку, что-то там с чуствительностью, может быть?

Это мы и раньше делали. Моте очень нравится, хотя больше он все-таки хватает меня за нос, щеки, подбородок с видом естествоиспытателя, иногда и гладит.

Посадите ребенка спиной к себе на колени и разведите его руки ввверх в стороны. Поворачивайте к себе то одной то другой стороной и играйте в ку-ку.

Плохо получается. Ручки не расслабляются, вверх поднимаются с трудом, и почему-то Матвей не поворачивает ко мне голову, когда я зову его и разворачиваю за руки, он хихикает, понимает, что игра, но на меня не смотрит, а чаще всего отворачивает голову в противоположную сторону.

В первые дни ручки были в кулачках, сейчас на животе стал расслабляться, изредка только левую ручку сжимает. На спине сначала лежал с опаской, теперь с удовольствием, но ручки находятся в положении "сдаюсь" со сжатыми кулачками.

Тянет руку вверх до уровня глаз примерно, но от опоры при этом не отрывается, сидит или опершись об меня спиной (если я отклоняюсь, он падает), или облокотившись о мою ногу, или, склонившись вперед, держится за собственные ноги, спина всегда колесом.

По поводу чувствительности: может быть и немного более чувствительна одна рука, чем другая — это не принципиально.

Плохо получается. Ручки не расслабляются, вверх поднимаются с трудом, и почему-то Матвей не поворачивает ко мне голову, когда я зову его и разворачиваю за руки, он хихикает, понимает, что игра, но на меня не смотрит, а чаще всего отворачивает голову в противоположную сторону.

Руки поднимайте и разводите с потряхиванием. Не ждите, что ребенок повернется, а сами попрачивайте его корпус то вправо, то врево. Руки у него должны быть в стороны и вверх. Сначала будет напрягать, потом расслабит.

Тянет руку вверх до уровня глаз примерно, но от опоры при этом не отрывается, сидит или опершись об меня спиной (если я отклоняюсь, он падает), или облокотившись о мою ногу, или, склонившись вперед, держится за собственные ноги, спина всегда колесом.

Делайте это упражнение только для расслабления. То есть мальчик может сидеть привалившись к вам спиной, а вы покачивайтесь впред-назад и из стороны в сторону. Это такой отдых-расслабление в позе эмбриона.

Удивительно, ведь по моим ощущениям мы ничего особенного не делаем, никаких трудов в поте лица и никаких специальных занятий, просто совсем немного играем в течение дня.

В этом вся предлесть таких гимнастик 🙂

Матвей пока самостоятельно не стоит на выпрямленных ручках, иногда пытается, но падает. Во время катания на мячике ручки вперед не выставляет. Полина, как Вы думаете, стоит ли нам что-то особенное делать для этого или просто подождать? Пока мы несколько раз в день делаем что-то вроде тачки, в том числе на колючем коврике, и лежим на маминой ноге.

На мяче опора на руки мне не нравится и я ее не рекомендую. Лучше опора в валика или вашей ноги.

Когда мы катаемся на мяче до опоры на ноги, правая нога встает на всю стопу, а левая подгибается, переносить вес на ножки тоже не получается. Пока не нервничать, потерпеть?

упражнения на ощущение опоры на стопы.

1Мальчик лежит на полу, его ногу сгибаете в колене и упирает в поверхность (можно колючий коврик). Нежно проглаживаете от колена к ступне. Затем давите на колено вниз по направлению к стопе. Давите толчками (3-4 толчка) Так же делаете и со второй ногой. Чередуете ноги несколько раз. После этого попробуйте поставить на ножки. Что получилось? Если встает на левую ногу, переходите на мяч. Перенос веса с ноги на ногу-еще рано.

Сейчас главное перевороты на живот и игра в позе на животе с согнутыми руками.

Встает на обе ноги, на левой немного поджимает пальчики, через несколько секунд (прыжков) отставляет левую ногу назад на носок, потом сгибает обе ножки.

Сейчас главное перевороты на живот и игра в позе на животе с согнутыми руками.

Мотя довольно неплохо переворачивается в обе стороны и на животе лежит довольно долго.

А сидеть нам не стоит пока учиться, например, упражнения на равновесие? Послезавтра нам будет 6 месяцев.

Упражнения на перенос веса тела — на мяче. Опора на ноги — с мяча. Предварительно делайте упражнение на опору на колючем коврике.

На животе — ползание по кругу.

Послезавтра Матвею исполнится 7 месяцев. Хочу поделиться нашими удачами и проблемами.

Матвей встал на четвереньки и подолгу раскачивается так — любимое занятие, быстро и хорошо вертится вокруг себя и каким-то необъяснимым для меня и самого себя, кажется, тоже, образом, оказывается в разных углах комнаты, открывает шкафы и выбрасывает из них вещи, но целенаправленно не ползет. Очень сердится, когда игрушка вне пределов досягаемости, но, к сожалению, пытаясь достать ее, он движется назад, отталкиваясь руками. Как бы помочь ему понять?

Это закономерный этап развития. И раскачивания, и неумение точно рассчитать движения тела. Это называется двигательное планирование и оно развивается в процессе передвижения. кроме того, назад ползти проще.

Еще меня беспокоит то, что Мотя часто отказывается откликаться на имя: упорно отворачивает голову и ни на какие мои песни и пляски не реагирует. Иногда он поднимает голову,когда я его зову, но проследить закономерность я не могу, к тому же я стараюсь не звать его только для проверки, мне запомнилось, как Вы говорили кому-то о том, что это глупо.

При этом просьбы он выполняет почти всегда, и даже многосоставные: все приносит, дает, показывает, машет и т.д. С пониманием речи у него неплохо: он очень любит, когда ему читают (конечно, мы не бубним, а постоянно эмоционально общаемся за книгой с хорошими картинками), насколько это возможно с помощью жестов и немногих доступных слов, он отвечает на все вопросы о прочитанном. У него есть предпочтения и страхи, например, он наотрез отказывается от любых сказок с волком.

Я так понимаю, именно это и навело на мысль об аутизме. Но ведь в домашней среде мальчик очень эмоциональный, ласковый, контактный, очень любит других детей, всегда стремится привлечь их внимание даже в ущерб себе ("покупает" внимание за игрушки).

Теперь по поводу вашего посещения ПМСЦ.

По поводу прививок и лекарств — не могу сказать. Я бы это проигнорировала и ориентировалась на специалистов ИКП.

А что касается занятий, то логопед занимается с ребенком опираясь на его особенности, а не диагноз. Попробуйте, если будут сомнения, будете искать еще.

Вы хотите ответа по каждому пункту неквалифицированных рекомендаций?

Тактильные контакты вреда не приносит.

Совместно разделенное внимание предполагает, что вы с ребенком смотрите на объект ваше совместного интереса. Ребенок может иногда взглядывать на вас, но постоянно он будет смотреть на книгу/машинку/ кубики ттд, то есть на объект вашей совместной деятельности.

Источник: http://forums.rusmedserv.com/archive/index.php/t-130820.html

Ссылка на основную публикацию