Приучая детей к самообслуживанию родители должны быть

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

ГБДОУ №49

Самообслуживание в воспитании детей

С ростом ребенка необходимо все больше внимания обращать на воспитание у него опрятности, приучать к личной гигиене: мыть руки перед едой и после прогулки, чистить обувь, одежду. В старшем дошкольном возрасте ребенка уже пора учить чистить зубы, умываться перед сном. Взрослые должны следить за тем, чтобы каждая вещь, которой пользуется ребенок, клалась им на место, чтобы он сам убирал игрушки, книги и т. д. Здесь ребенку нельзя давать поблажки. Выполнение всех этих требований приучает его к самостоятельности, порядку, опрятности, воспитывает уважение к труду взрослых. Если в семье есть младшие брат, сестра, старший дошкольник может заботиться о них: помочь одеться, вместе убрать игрушки, напомнив место той или иной вещи, которой пользовался малыш…

У пяти-шестилетнего ребенка навыки в самообслуживании, приобретенные ранее, совершенствуются; более прочной и осознанной становится привычка обслуживать себя. В этом возрасте ребенок уже способен есть самостоятельно, опрятно, пользоваться вилкой, ножом.

Таким образом, за старшими дошкольниками должны быть закреплены обязанности по самообслуживанию, хотя родителям, конечно, приходится напоминать детям, проверять качество выполнения работы, ее результаты. Приучая детей к самообслуживанию, взрослые должны быть требовательными. Важно, чтобы дети почувствовали, что они не могут не выполнить указание родителей. Без сомнения, требования одного члена семьи должны поддерживаться другими. Недопустимо, если мама приучает детей к самостоятельности, а бабушка не только не поддерживает ее, но и мешает. Подобные разногласия затрудняют процесс воспитания и подрывают авторитет взрослых в глазах детей, которые подчас используют их для своей выгоды. Но, воспитывая ребенка старшего дошкольного возраста, родители не должны только требовать. В общении с ребенком пяти-шести лет они чаще, чем прежде, воздействуют на сознание его и чувства, объясняют, в чем состоят обязанности по самообслуживанию, почему их следует выполнять и т. д. Дети, которых с ранних лет приучают к труду, обычно легко и охотно занимаются самообслуживанием. К сожалению, в некоторых семьях дети 5-6 лет, не хотят обслуживать себя, а если и делают это, то плохо, неумело, неохотно, при этом родители говорят: «Вроде умеет одеваться, а ленится, почему? Что с ним делать?» Причина в том, что у ребенка не воспитали умения и желания самостоятельно обслуживать себя. Пока ребенок был мал, его одевали, раздевали, умывали. Иногда он делал это сам, и ему даже нравилось быть самостоятельным: в этом было что-то новое, а значит, интересное. В результате некоторыми навыками ребенок овладел. Но потребность в самостоятельности у него не выработалась: или работа — по самообслуживанию не повторялась систематически и навыки не закреплялись, или взрослые не сумели сделать эту работу интересной, вследствие чего ребенок старался ее избежать, переложить на плечи взрослых, искал другое занятие, не такое скучное. А в результате любой труд может показаться скучным, и ребенок вообще предпочтет ничего не делать. Вместе с тем и в старшем дошкольном возрасте ребенка можно научить самообслуживанию.

Помочь в этом должно изучение опыта семейного воспитания. Прежде всего, родителям следует:

  • представить себе, какие требования они должны будут предъявить ребенку,
  • а также: проверить, что он может делать, но не хочет, а чего не умеет;
  • продумать, а не мешает ли ребенку что-нибудь обслуживать себя,
  • поставить перед ребенком задачу и попросить объяснить, почему он должен делать это,
  • выяснить, понимает ли ребенок, почему важно самому уметь одеваться, умываться, убирать игрушки, выполнять другую аналогичную работу,
  • на конкретных примерах показать значение этой работы для него, родных, для подготовки к школе.

Чтобы поднять интерес детей к самообслуживанию, целесообразно использовать поощрения. Это вполне допустимый воспитательный прием. Не надо только заранее обещать что-нибудь, как бы покупать труд. Приучая ребенка к труду, необходимо постоянно его проверять, поощрять его успехи, сообщать о них другим членам семьи, всячески показывать, что труд по самообслуживанию полезен не только для него, но и для всех. При этом надо помнить: аналогичные требования должны предъявляться ко всем членам семьи. Тогда ребенку легче будет понять их необходимость: не от него одного требуют, а от всех членов семьи, и все аккуратно выполняют эти требования — и папа, и мама, и старшие братья, сестры. Приучая ребенка к самообслуживанию, да и к другим видам труда, родители должны учитывать его индивидуальные особенности. С одним достаточно побеседовать, указать на пример брата, сестры, товарища, напомнить, что он должен быть примером для младшего. С другим, надо быть более строгим, решительным, выразить свое недовольство, огорчение, потребовать выполнения поручения, обязанности. Возможны и другие приемы воздействия, которые родители выбирают индивидуально для своего ребенка.

Орлица Марина Александровна

Источник: http://gdou49.ru/%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%BC/roditelyam/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9

Самообслуживание

С ростом ребенка необходимо все больше внимания обращать на воспитание у него опрятности, приучать к личной гигиене: мыть руки перед едой и после прогулки, чистить обувь, одежду. В старшем дошкольном возрасте ребенка уже пора учить чистить зубы (сначала без пасты, затем с ней), мыть перед сном шею, уши, ноги, застилать постель. Взрослые должны следить за тем, чтобы каждая вещь, которой пользуется ребенок, клалась им на место, чтобы он сам убирал игрушки, книги и т. д. Здесь ребенку нельзя давать поблажки. Выполнение всех этих требований приучает его к самостоятельности, порядку, опрятности, воспитывает уважение к труду взрослых.

Если в семье есть младшие брат, сестра, старший дошкольник может заботиться о них: помочь одеться, вместе убрать игрушки, напомнив место той или иной вещи, которой пользовался малыш.

У пяти-шестилетнего ребенка навыки в самообслуживании,-приобретенные ранее, совершенствуются; более прочной и осознанной становится привычка обслуживать себя. В этом возрасте ребенок уже способен есть самостоятельно, опрятно, пользоваться вилкой, ножом (не давать острых).

Таким образом, за старшими дошкольниками должны быть закреплены обязанности по самообслуживанию, хотя родителям, конечно, приходится напоминать детям, проверять качество выполнения работы, ее результаты.

Приучая детей к самообслуживанию, взрослые должны быть требовательными. Важно, чтобы дети почувствовали, что они не могут не выполнить указание родителей. Без сомнения, требования одного члена семьи должны поддерживаться другими. Недопустимо, если мать приучает детей к самостоятельности, а бабушка не только не поддерживает ее, но и мешает. Подобные разногласия затрудняют процесс воспитания и подрывают авторитет взрослых в глазах детей, которые подчас используют их для своей выгоды.

Но, воспитывая ребенка старшего дошкольного возраста, родители не должны только требовать. В общении с ребенком пяти-шести лет они чаще, чем прежде, воздействуют на сознание его и чувства, объясняют, в чем состоят обязанности по самообслуживанию, почему их следует выполнять и т. д.

Дети, которых с ранних лет приучают к труду, обычно легко и охотно занимаются самообслуживанием. К сожалению, в некоторых семьях дети старшего дошкольного возраста не хотят обслуживать себя, а если и делают это, то плохо, неумело, неохотно, при этом родители говорят:

«Вроде умеет одеваться, а ленится, почему? Что с ним делать?» Причина в том, что у ребенка не воспитали умения и желания самостоятельно обслуживать себя. Пока ребенок был мал, его одевали, раздевали, умывали. Иногда он делал это сам, и ему даже нравилось быть самостоятельным: в этом было что-то новое, а значит, интересное. В результате некоторыми навыками ребенок овладел. Но потребность в. самостоятельности у него не выработалась: или работа- по самообслуживанию не повторялась систематически и навыки не закреплялись, или взрослые не сумели сделать эту работу интересной, -вследствие чего ребенок старался ее избежать, переложить на плечи взрослых, искал другое занятие, не такое скучное. А в результате любой труд может показаться скучным, и ребенок вообще предпочтет ничего не делать.

Вместе с тем и в старшем дошкольном возрасте ребенка можно научить самообслуживанию. Помочь в этом должно изучение опыта семейного воспитания.

Прежде всего родителям следует представить себе, какие требования они должны будут предъявить ребенку (см. выше), а также:

проверить, что он может делать, но не хочет, а чего не умеет;

продумать, а не мешает ли ребенку что-нибудь обслуживать себя (например, родители требуют, чтобы сын сам шнуровал ботинки, а шнурки старые, в узлах, без железных наконечников);

поставить перед ребенком задачу и попросить объяснить, почему он должен делать-это;,

выяснить (путем наблюдений и вопросов, с помощью художественной литературы, картинок), понимает ли ребенок, почему важно самому уметь одеваться, умываться, убирать игрушки, выполнять другую аналогичную работу;

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Приучить ребенка ночному сну

на конкретных примерах показать значение этой работы для него, родных, для. подготовки к школе.

Чтобы поднять интерес детей к самообслуживанию, целесообразно использовать поощрения (ребенок началсам умываться, ему дарят зубную щетку: «Теперь ты хорошо умываешься, почти как большой, можно учить тебя чистить зубы»). Это вполне допустимый воспитательный прием. Не надо только заранее обещать что-нибудь, как бы покупать труд. Приучая ребенка.к труду, необходимо постоянно его проверять, поощрять его успехи, сообщать о них другим членам семьи, всячески показывать, что труд по самообслуживанию полезен не только для него, но и для всех. При этом надо помнить: аналогичные требования должны предъявляться ко всем членам семьи. Тогда ребенку легче будет понять их необходимость: не от него одного требуют, а от всех членов семьи, и все аккуратно выполняют эти требования — и папа, и мама, и старшие братья, сестры.

Приучая ребенка к самообслуживанию, да и к другим видам труда, родители должны учитывать его индивидуальные особенности. С одним достаточно побеседовать, указать на пример брата, сестры, товарища, напомнить, что он должен быть примером для младшего; с другим, надо быть более строгим, решительным, выразить свое не-, довольство, огорчение, потребовать выполнения поручения, обязанности. Возможны и другие приемы воздействия, например упоминание о возможных последствиях невыполнения ребенком требований: «Плохо одеваешься, не разрешу пригласить в гости товарища, пусть он играет с большими ребятами, которые стараются делать все хорошо»; «Обещали купить тебе игрушку, а теперь не сможем: ты опять разбросал свои старые игрушки и вещи». При этом помните: если вы решили наказать ребенка, нельзя ограничиваться только посулами.

Типичный пример. Пятилетняя Ира очень неорганизованна, подолгу одевается, постоянно на что-нибудь отвлекается, хотя при желании может одеваться быстро. Просьбы, уговоры, объяснения, приказания взрослых помогают только на какой-то короткий срок, затем снова начинается то же самое. «Нехорошая девочка, — говорит бабушка,— копаешься, копаешься, а ведь давно пора завтракать. » И начинает одевать Иру сама. Ира довольна.

Как выйти из этой ситуации? Для начала проверим одежду Иры: все в полном порядке, самостоятельно одеваться ей ничто не мешает. Вечером побеседуем с девочкой.

— Ира, ты любишь быть помощницей, любишь работать?

— Люблю, сама игрушки убираю, посуду отношу в шкаф, бабушке нитку вдеваю в иголку!

И действительно, девочка охотно помогает взрослым.

— А вот если бы ты быстро одевалась, то была бы совсем хорошей помощницей, — говорим мы. — Все огорчаются, когда ты медленно одеваешься. Бабушке приходится тебя одевать, а она бы в это время посидела, отдохнула или что-нибудь сделала.

День-два Ира старается, потом вновь повторяется прежняя картина. В воскресенье утром ей напоминают:

— Поскорее одевайся, а то не успеешь вместе со всеми позавтракать.

Ира очень любит завтракать всей семьей, поэтому вначале она как будто заторопилась, но потом вновь отвлеклась: начала о чем-то спрашивать одного, другого: ей никто не отвечал. Старшие девочки-школьницы быстро оделись, умылись. Мать сказала:

.;— Ну как, девочки, вы уже готовы? Идите завтракать.

— А я? Я еще не оделась, — говорит Ира.

— Как хочешь, мы не можем тебя ждать. У меня дела, а сестры пойдут гулять!

Ира начала плакать, но никто не пришел ее утешить, и скоро она смолкла. Правда, воскресный завтрак в семье начинался не очень приятно, но надо было потерпеть.

— Может быть, ты еще успеешь, если постараешься; так и быть, на этот раз простим, — говорит мать, войдя на минутку в комнату.

Ира, ободренная словами мамы, временами тихонько всхлипывая, заторопилась. Закончив с небольшой помощью матери свой туалет, села за стол. От плохого настроения не осталось и следа. После завтрака мать снова поговорила с Ирой, дочка обещала, что всегда будет одеваться быстро. Обещание свое выполняла. Понимая необходимость закрепить достигнутое, Ире говорят:

— Ты научилась хорошо одеваться, попробуй теперь одеваться «по минуткам».

Рассчитав, что за 15 минут девочка может спокойно одеться, кто-нибудь из взрослых замечает время. Иру предупреждают, чтобы она не очень спешила, так как может плохо одеться, важно только не разговаривать, не отвлекаться, а спокойно делать свое дело. Ира очень старается и время от времени спрашивает: «Еще не прошли минутки?" Я хорошо одеваюсь?» (Наблюдения показывают, что прием одевания «по минуткам» можно использовать в том случае, если ребенок достаточно хорошо владеет навыками.)

Самостоятельное одевание в положенный срок постепенно входит в привычку, и тогда девочке говорят: «Ты уже хорошо одеваешься, почти как старшие сестры. На часы можно не смотреть. Вот теперь можно сшить платье с пуговичками» (об этом Ира давно просила).

Приведенный пример ясно показывает, что Иру не приучали систематически себя обслуживать. Неоднократные-беседы с девочкой,-организация ее деятельности, предъявление определенных требований, согласованность в действиях всех членов семьи и, наконец, поощрение успехов— все это привело к положительным результатам.

Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М. Просвещение. 1991.

Источник: http://i-gnom.ru/books/trudovoe_vospitanie/t7.html

Самообслуживание и его роль в развитии детей дошкольного возраста

Самообслуживание и его роль в развитии детей дошкольного возраста

Ребенок с детства — в семье, детском саду, на улице – всюду ребенок так или иначе соприкасается с трудом взрослых, видит его и пользуется его результатами.

С самого раннего детства прививается трудолюбие и способность к труду, от природы эти, столь нужные, качества не даются. В последнее время многие родители воспитывают детей вслепую, чисто интуитивно. Одни родители не придают большого значения воспитанию самостоятельности у детей, считают их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, хоть и понимают значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам.

Трудовое воспитание в детском саду — это ознакомление детей с трудом взрослых и приобщение детей к доступной для них трудовой деятельности. При формировании у детей навыков самообслуживания важна сплоченная работа родителей и педагогов.

К. Д. Ушинский сказал так: «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда…». Поэтому для поддержания у детей интереса к деятельности трудовые возможности детей в детском саду достаточно многообразны.

В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не нужно, чтобы дошкольники испытывали досаду, огорчение от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, иначе появится неуверенность в своих силах и нежелание трудиться.

Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

Самообслуживание — это труд ребенка, направленный на обслуживание им самим самого себя. Этот вид трудовой деятельности очень важен, так как он учит ребенка обходиться без помощи взрослого, самостоятельно содержать себя в чистоте и удобстве, уметь одеваться, раздеваться, принимать пищу, выполнять санитарно — гигиенические процедуры. Воспитательное значение этой трудовой деятельности — жизненно необходимо. Сначала нужно правильно организовать эту деятельность, а дальше после ежедневно повторяемых действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Основным видом труда младших дошкольников является самообслуживание. Самообслуживание — это освоение ребенком культурно-гигиенических навыков: навыков приема пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук, пользование туалетом.

Повтор режимных процессов, настойчивость требований к детям обеспечивает прочность навыков, закрепляет формирование потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию. Когда у детей сформирован навык самообслуживания, они легче и быстрее адаптируются в обществе.

Каждодневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематизированному труду. Благодаря навыкам самообслуживания ребёнок осознаёт свои обязанности по отношению к ним и становится равноправным членом коллектива. Именно через самообслуживание ребёнок постепенно осваивает умение заботиться не только о себе, но и о своих близких. В процессе самообслуживания он познаёт много нового о вещах, об их качествах и назначении. Алгоритм последовательности процессов одевания, умывания, раздевания требует работы памяти, а чтобы выполнить

действия необходимо научиться быть внимательным и сосредоточенным.

Взрослые пополняют знания детей, совершенствуют их умения и навыки. И дальнейшее развитие личности ребенка зависит от того насколько педагогически правильно взрослые будут направлять развитие самостоятельности ребёнка. Воспитание самостоятельности у ребенка тесно связано, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию.

Такие черты характера как воля, уверенность в себе, активность и упорство в достижении цели также формируются с привития навыков самообслуживания.

Общие методы работы по формированию навыков самообслуживания:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Приучить ребенка кушать ночью

Показ выполнения каждого элемента деятельности и их последовательности;

Алгоритмы (схемы) различных процессов самообслуживания;

Наблюдение за действиями взрослого;

Рассматривание иллюстраций, моделей;

Просмотр диафильмов, мультфильмов.

Объяснения действий взрослого в ходе показа;

Подробное словесное объяснение без показа;

Общее или индивидуальное напоминание;

Чтение художественной литературы.

Практические, игровые методы:

Упражнения в выполнении навыков самообслуживания;

Использование спец. игр и пособий для обучения детей застегиванию пуговиц, шнуровке.

От правильного руководства зависит как будет организовано самообслуживание в детском саду. В самообслуживании должны принимать участие все дети. Нужна систематическая и последовательная работа по привитию навыков самообслуживания, упражнения в практической деятельности. Основной методический прием формирования навыков это детальный показ и подробное объяснение каждого движения в их последовательности. Здесь важно, чтобы ребенок был активен и заинтересован в практическом участии в выполнении действия. При обучении приемам одевания, умывания, уборке игрушек и материалов крайне важно сохранять постоянной последовательность действий. Это обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.

В этом хорошо поможет и многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности. Не стоит опасаться раз за разом показывать и объяснять детям, что и как делать.

Все дело в том, что любые навыки, в том числе самообслуживания, образуются не сразу. А чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, прежде всего дети должны хорошо понять, как это следует делать. Затем нужно настойчиво упражнять их. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение. Одни дети быстро осваивают те или иные умения, другим требуется гораздо больше времени.

Постепенный переход от показа к подробным словесным объяснениям способствует закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову воспитателя.

Поэтому позже воспитатель общим напоминанием может активизировать мысль детей, побуждает их вспомнить, какой способ выполнения нужно применить, какие действия в него входят, какова их последовательность. Но это возможно при прочном закреплении навыков какой-либо задачи по самообслуживанию.

Необходимо не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. Важно, чтобы дети поняли, что они делают нужное для окружающих их взрослых и сверстников дело. Ведь если дети медленно одеваются, у них остается меньше времени для игр; если вовремя не убрали игрушки — няне неудобно мыть пол. Нужно стараться воспитывать в детях заботливость, чувство ответственности, стремление делать все хорошо, чтобы помочь другим.

Дети быстро теряют интерес к умыванию, раздеванию и прочим навыкам самообслуживания, если воспитатель не будет интересоваться результатами их работы.

Самообслуживание — это самый важный вид труда особенно в младшей группе. Особенно, при проявлении кризиса трехлетнего возраста — «Я сам!»

Дети осознав свою самостоятельность, категорически не принимают помощь от взрослых. При формировании навыков самообслуживания, очень важно поощрять детскую самостоятельность. Такая самостоятельность дает ребенку почувствовать себя взрослым и умелым, т. е. самоутвердиться. А привычка к чистоте, опрятности и аккуратности, приобщает к здоровому образу жизни.

При обучении детей трудовым действиям необходим медленный показ с подробным объяснением того, что должен делать ребенок и как надо выполнять то или иное действие. Детям в этот период очень важна поддержка и одобрение.

Каждый прием работы нужно показать детально, последовательно отрабатывая алгоритм действий. Потребуется немало времени прежде чем дети научатся тому или иному навыку самообслуживания.

Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, хорошо использовать потешки, стихи соответственно называя при этом имя ребёнка.

Можно рассмотреть сюжетные картинки, где изображен ребёнок, который умывается; предметные картинки с изображение предметов необходимых для умывания мыло, мыльница, полотенце на вешалке, кран с водой.

После сформирования прочных навыков, задачу можно усложнить, например научить детей заворачивать рукава, разумеется при помощи взрослого. Воспитатель использует тот же алгоритм — от простого к сложному — чтобы научить детей правильно пользоваться полотенцем: сначала показывает, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощряет тех, которые делают это правильно.

По окончании умывания важно обратить внимание детей на их внешний вид, сказать, что они стали чистые, аккуратные, на них приятно смотреть. Малышам очень важно чтобы взрослые замечали их достижения. Поэтому нужно у каждого ребенка найти и отметить что-нибудь положительное.

Необходимо воспитать у дошколят навыки самообслуживания, важно помочь детям освоить навыки самостоятельно и аккуратно есть, соблюдать правила поведения за столом во время еды, мыть руки и лицо, самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывая одежду, убирать за собой игрушки, книги.

Трудовая деятельность в этом возрасте тесно связана с игрой. Дети в любом действии стараются поиграть. Именно эта любовь к игре значительно повысит интерес детей к самообслуживанию, особенно если ребенок заупрямился и не хочет выполнять что — либо.

Здесь очень кстати будет показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, дидактических игр, а так же игровые приёмы с куклой.

При обучении детей снимать одежду можно и нужно использовать алгоритм процесса одевания и раздевания с картинками последовательности (одевания, раздевания, которые вывешиваются в приёмной). Одновременно малыши повторяют и запоминают названия частей одежды

Ненавязчивый контроль за деятельностью детей позволяет увидеть их успехи и неудачи. При допущенной ошибке воспитатель может дополнительно показать то, что не получается, в чем ребенок затрудняется. В разных ситуациях помощь также будет различной. Даже действуя за ребенка, важно дать ему понять, что и он работает, что и он что-то может. Ребенку нужно дать возможность поупражняться в действии, усвоить его.

Полезно поддерживать мельчайшие проблески сотрудничества со сверстниками, нужно трудиться над развитием сопереживания, эмоциональной отзывчивости, учить оказывать и принимать помощь. Также необходимо при формировании у детей навыков самообслуживания проводить беседы с родителями, предупреждая чрезмерную опеку к своим чадам с их стороны.

Для успешной работы в формировании навыков самообслуживания всё имеет большое значение — удобная одежда с обувью у детей, соблюдение режима, планомерная совместная систематическая работа воспитателя и родителей.

Педагогу и родителям важно поддерживать ребенка, замечать самые мельчайшие его успехи. Здесь очень важны будут мимика и интонация, взгляды и жесты, слова одобрения и ласка, добрая улыбка, ласковый спокойный голос, чуткое и заботливое отношение к детям. Получая в поддержку положительные эмоции ребенок постарается преодолеть трудности, неуверенность в себе.

Хорошо использовать наблюдения за поведением окружающих взрослых, старших дошкольников, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произведений, просмотры кукольных спектаклей.

Таким образом, происходит постепенное приучение детей к самостоятельности. Сначала работа выполняется вместе со взрослым, потом ребенок начинает сам выполнять отдельные действия. И только потом выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.

Воспитатель развивает у детей приемы взаимопомощи, учит их, как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу. Например, дает такие поручения: помоги снять рубашку, вывернуть рукава, застегнуть пуговицы сзади на платье, развязать узелок ленты, подскажи, как правильно повесить одежду на стул и т. д.

Воспитательное значение самообслуживания жизненно необходимо. И в силу ежедневного повторения самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Простота и однообразие действий, повтор деятельности приводит к снижению интереса в труде по самообслуживанию. Поэтому необходимо увлекать их разнообразием этого труда, создав определенную эмоциональную атмосферу. Так навыки самообслуживания превращаются в привычки.

В средней группе дети подражают старшим в выполнении труда по самообслуживанию, делая это более осознанно. Воспитатель становится авторитетом. Дети в точности повторяют его действия, подражают даже в мелочах. Воспитатель учит ребят оценивать свои успехи в самообслуживании и по собственному желанию исправлять недостатки.

Дети уже достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Повышаются требования к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, ко времени, затрачиваемому на это. Большое внимание уделяется исполнительности, умению доводить начатое дело до конца и выполнять его качественно, у ребенка появляется стремление научить товарища тому, что умеет сам. В этом возрасте они должны почувствовать, что всякий труд связан с преодолением трудностей. Следует учить детей трудиться сообща. Дети старшего дошкольного возраста могут научить маленьких следить за своим внешним видом, приучат малышей содержать игрушки в порядке, поддерживать чистоту в группе.

Тем самым, старшие дети существенно улучшат свои навыки самообслуживания.

То есть, и в этом возрасте продолжается работа по закреплению у детей привычки проявлять самостоятельность в самообслуживании, оказывать помощь сверстникам, окружающим и более младшим детям.

Воспитатель все также учит детей самообслуживанию, но теперь его задача помочь правильно подойти к заданию, найти простой и лучший способ его решения. Но не стоит эту помощь обращать в надзор и опеку, показывать и разъяснять детям каждый пустяк. Объяснять, советовать надо в меру, чтобы дети могли проявить собственную инициативу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Как приучить 2 годовалого ребенка к горшку

Дети старшего дошкольного возраста выполняют более сложные обязанности по самообслуживанию.

В детском саду детей приучают бережно относиться к вещам, чинить игрушки, книги. Это воспитывает в детях уважение к труду людей и бережное отношение к общественной собственности.

Создание условий для организации данного вида труда в дошкольном возрасте.

В условия организации самообслуживания детей входит :

1. Создание мотивации трудовой деятельности.

2. Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам.

3. Учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка.

4. Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера.

5. Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда.

6. Демонстрация заинтересованности педагога.

7. Подбор оборудования для труда.

8. Поощрения в процессе и по результатам труда.

Успешность в самообслуживании зависит еще и от того, как складываются отношения между педагогами, детьми и родителями. Важно продумать совместную деятельность педагогов, родителей и детей.

Очень важно, чтобы воспитатели и родители поддерживали стремление детей к самостоятельности, не разрушали веру в собственные силы, не критиковали неумелые действия ребенка, его медлительность. Пусть малыш повозится со своими колготками, сандалями – дайте ему время. Со временем ребёнок приобретет навыки и ему не нужно будет прилагать столько усилий, интерес переключится на другое, а привычка всё делать самому останется. Если не воспитать этой привычки, то позднее, его с трудом придётся приучать, заставлять.

Взрослые должны помочь ребенку увидеть свои достижения, почувствовать радость переживания успеха в деятельности по самообслуживанию. Важно помнить, обучение малышей самообслуживанию требует от воспитателя и родителей большого терпения, спокойствия, понимания ребенка.

Приучая ребенка к самообслуживанию, воспитатели и родители должны учитывать его индивидуальные особенности. С одним достаточно поговорить, привести в пример брата, сестренку, друга, напомнить, что он должен быть примером для младшего; с другим, необходимо более строго и решительно потребовать выполнения поручения, обязанности.

В семье для формирования навыков самообслуживания должны быть созданы необходимые условия: отведено место для полотенца, зубной щётки, мыла; даётся удобная для одевания одежда с легко застёгивающимися пуговицами, шнурки с наконечниками для обуви. Но этого еще недостаточно, необходимо правильное руководство действиями детей со стороны всех взрослых членов семьи. Требования одного члена семьи должны поддерживаться другими, так как разногласия затрудняют процесс воспитания и подрывают авторитет взрослых в глазах детей.

Взрослые должны следить за тем, чтобы каждая вещь, игрушка, книга которой пользуется ребенок, после игры была убрана на место самим ребенком. Здесь не должно быть поблажки. Выполнение этих требований приучает его к самостоятельности, порядку, опрятности, воспитывает уважение к труду взрослых.

Для формирования элементарного самоконтроля и самооценки у младших дошкольников важно умение воспитателя использовать многообразные приемы, для заинтересованности ребенка в самостоятельности, освоения способов самоконтроля, оценка результата и его коррекции для достижения удовлетворительного качества. Не менее важна тактичность педагога по отношению к конкретному ребенку вне зависимости от его умелости, эмоционального настроя, индивидуальных особенностей.

Вызвать положительный эмоциональный настрой у детей позволяют короткие стихи и потешки. («Чище мойся – воды не бойся»; «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки…» и т. п., игровые массажи (массаж пальцев «Умывание», массаж рук «Мыло», массаж лица «Умывалочка»). Особое воздействие на детей оказывают художественные произведения: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», З. Александровой «Что взяла клади на место», И. Муравейка «Я сама», рассказы Л. Вороньковой «Маша- растеряша», к игровым приёмам можно отнести загадывание загадок.

Хорошо использовать игры, в которые нужно играть малыми подгруппами (по 3-5 человек) с использованием игрового персонажа, что позволит сформировать представления о последовательности действий и способах самоконтроля (игры «Научим куклу Таню мыть руки», «Научим Катю одевать вещи правильно» и др.). Суть игр – проблемные ситуации, в которые попадает игровой персонаж.

При обучении детей нужно учитывать их опыт. Важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.

Пошаговое усложнение требований поддерживает интерес ребенка к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

Для развития мелкой моторики целесообразны дидактические пособия, обеспечивающие в игровой форме упражнения в застегивании, шнуровке, завязывании.

Контролировать последовательность действий в процессе одевания на прогулку помогают детям наклеенные картинки- схемы с изображением одежды и обуви, обеспечивающие рациональную очередность действий.

Глядя на эти схемы, каждый ребёнок видит, что надо сделать сначала, что потом и чем заканчивается тот или иной процесс, т. е. ребёнок может проконтролировать последовательность своих действий.

В детском саду созданы основные условия для успешного формирования навыков самообслуживания: рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.

Например, достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и тоже время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту.

Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления.

Воспитателю нужно ставить перед собой такие задачи:

1. Помочь ребёнку овладеть простыми действиями (надеть или снять носочки, колготки, майку и т. д.) из которых складываются процессы самообслуживания (одевание, раздевание, умывание и др.).

2. Приучить соблюдать гигиенические правила, правила поведения за столом во время еды.

3. Сформировать отчётливые представления о предметах одежды и обуви, а также их назначении и способах использования; правилах обращения с предметами для детского самообслуживания (мыло, полотенце, водопроводный кран, оборудование туалетной комнаты, столовые приборы).

4. Поддерживать и развивать чувство радости от чистой и красивой одежды, опрятного внешнего вида, самостоятельности в самообслуживании.

5. Поддерживать первые проявления сотрудничества со сверстниками, развивая сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умение пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч, снять сапоги, валенки и т. д.)

6. Обязательна работа с родителями — собрания, консультации, беседы, лекции, семинары, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки и др. Вопросам развития самостоятельности через приобщение дошкольников

к труду может быть посвящена специальная беседа, на которую

приглашаются родители, особенно нуждающиеся в советах педагога.

Роль фонематических процессов в развитии речи детей дошкольного возраста 1.1. Развитие фонематического слуха в онтогенезе. Рассматривая данный вопрос, прежде всего, необходимо уточнить понятие о фонеме, фонематическом.

Роль лепки в развитии детей дошкольного возраста Лепка относится к изобразительной деятельности, сущность которого заключается в создании из пластического материала (пластилина, глины,.

Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста» Свешникова Лира Сергеевна, воспитатель первой категории, МБДОУ ЦРР детский сад.

Роль экологического воспитания в развитии детей дошкольного возраста «Человек-дитя природы и жизнь он черпает только у матери-земли. Однако человек иногда забывает об этом, иногда позволяет себе относиться.

Роль семьи в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста Введение Речь ребенка привлекала внимание многих исследователей как отечественных, так и зарубежных. В. П. Вахтеров – первый в России – предпринял.

Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста. Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного.

Роль прогулки во всестороннем развитии и укреплении здоровья детей дошкольного возраста Роль прогулки во всестороннем развитии и укреплении здоровья детей дошкольного возраста. В современном мире здоровье перестает быть только.

Роль сказки в развитии детей дошкольного возраста Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам. А. Н. Толстой Вспоминая свое детство, первое что приходит на.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Редакция: РФ, Волгоград, ул.Мира, д.11, кв.36 | Учредитель, издатель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.

ISSN 2587-9545 зарегистрировано в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+ | МААМ 2010 — 2017

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/samobsluzhivanie-i-ego-rol-v-razviti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию